Кто такой Илон Маск – от SpaceX до ручного огнемета

21 October, 2021 | 72

Ну а если серьезно, то цель этой объемной статьи не предвзято, постараться максимально подробно, понять на основе большинства его проектов, к которым так или иначе имеет отношение Илон Маск и сделать вывод, а кто это все-таки такой.

1. Tesla

модельный ряд Tesla

модельный ряд Tesla

Начнем, пожалуй, с самого узнаваемого бренда от Маска - это Tesla Motors и справедливости ради одного из самых если не единственного успешного проекта. Компания, начиная с 2003 года была убыточна и только в 2020 году смогла выйти в плюс, показав чистую прибыль в размере 721 миллиона долларов. Но и тут не все так однозначно, в США действует закон, согласно которому автопроизводители должны продавать определенный процент автомобилей с нулевым выбросом уже к 2025 году, если по каким-то причинам компания не может уложиться в рамки закона по количеству таких авто, то ей придется покупать условные баллы у других автопроизводителей, которые соответствуют этим требованиям, например, у Tesla. Так за последние пять лет Tesla получила 3,3 миллиарда долларов на таких отчислениях. Если бы таких выплат не было, то компания продолжила бы пробивать дно биржевых котировок.

Эти парни теряют деньги, продавая автомобили. Они зарабатывают деньги, продавая экологические баллы. И баллы уходят — сказал Гордон Джонсон из GLJ Research, являющийся одним из крупнейших акционеров Tesla (TSLA).

Акции Tesla сейчас на подъеме, но это скорей отражает позитивный настрой инвесторов и накачку деньгами от биржевых спекуляций, а не реальное положение вещей, так же Илон Маск прикладывает все усилия и подогревает интерес к бренду, как пример запуск родстера Tesla на Марс. Вот это блин рекламный ход, хотя дорогой очень.

Ну это про деньги, а что там с технологиями и первооткрывательством. Многие поклонники Маска считают его новатором в электромобиле строение. Но увы это далеко не так, первой успешной компанией по производству электрокаров была Detroit Electric с 1907 по 1939 года выпустила около 10 различных моделей электрокаров. В начале двадцатого века популярность таких автомобилей была сопоставима с машинами оснащенными двигателями внутреннего сгорания. И в плоть до появления Tesla были такие производители как Henney Kilowatt, Enfield 8000, Sebring-Vanguard Citycar, GM EV1, Honda EV-Plus. В эпоху нефтепродуктов электрокарам было нереально закрепиться на рынке где царил двигатель внутреннего сгорания.

Detroit Electric

Detroit Electric

В этом смысле Маск сделавший правильную ставку на электромобилестроении подкрепленной популярностью зеленой энергетике за долго до того, как это стало мейн стримом, вывел Tesla в лидеры по продажам электрокаров (за 2020 год было продано около полумиллиона машин) и теперь уже мировые автопроизводители стали в роле догоняющих, поспешно начав выводить на рынок электрокары собственного производства. Так же благодаря технологиям и множеству патентов Tesla, был сделан весомый вклад в мировое автомобилестроение, кроме того большинство из этих патентов в свободном доступе.

Конечно можно покритиковать Tesla за многочисленные отзывные компании, технические недочеты, откровенный брак, взрывы и возгорания машин у Tesla, но у какого современной автопроизводителя их нет и Tesla здесь не исключение, тем более по мировым меркам компания ещё молодая.

2. SpaceX – Илон Маск в космосе

Кто такой Илон Маск – от SpaceX до ручного огнемета

Ещё одна визитная карточка Илона Маска, с которой уже не всё так однозначно нежели с Tesla. Ну начнем с того что SpaceXсуществует за счет дотаций и сейчас находится на полные поддержки от государства, которая осуществляется через NASAпо госконтрактам (недавно SpaceX, был отдан контракт в размере 3,5 млрд долларов на разработку посадочного лунного модуля). Потому что в принципе не может быть коммерческой компанией, осуществляющей свою экономическую деятельность в области космонавтике и оказания смежных услуг финансово самостоятельной и жизнеспособной без государственных дотаций. Нет на бумаге да, но на деле, все космические державы используют свои наработки в области освоения космоса и космических полетов и запусков, а также не каждая страна сможет себе позволить спонсировать космические программы, а тут частная лавочка. К тому же не совсем понятно, а какова теперь роль самой NASA если есть SpaceX. Это, как если бы Роскосмос организовал сейчас какую-нибудь ООО «Космос» и часть госконтрактов отдавал на подряд.

Компанию Маск основал в 2002 году, а к 2050 году и, по его словам, грозится отправить 1 млн человек на Марс для строительства колонии. Единственное на мой взгляд достижение которое достойно похвалы SpaceX это запуск пилотируемого корабля Crew Dragon при помощи Falcon 9, так как с 2011 года NASA летала только на российских кораблях. Хотя у США были уже свои корабли - это ДЖЕМИНИ – 4, ДЖЕМИНИ – 5 1965 год, Space Shuttle который использовался с 1969-2011 года, поэтому трудно назвать это полноценным успехом, так как США все это могли и имели ранее.

Crew Dragon

Crew Dragon

А вот уже со Starship SN сверхтяжёлым ракета-носителем многоразового запуска, разрабатываемый c 2012 года все совсем плохо. На сегодняшней день не было не одного удачного испытания которое бы не закончилось взрывом, вот уже по счету 11-я ракета Starship SN 11 эпично взрывается, так как Маск пытается добиться от проекта многоразового (повторного) использования. Нужно отдать должное терпению Маска, все неудачи переносит стойко с оптимизмом, а то инвесторы заподозрят что-то не ладное. Ну а как иначе, денег то больше не дадут, хотя дадут, ведь можно списать на разработку-взрыв любые средства, пойди потом докажи, что не целевое расходование средств.

 

Неудачные запуски разных Starship SN
Кто такой Илон Маск – от SpaceX до ручного огнемета
Кто такой Илон Маск – от SpaceX до ручного огнемета

Неудачные запуски разных Starship SN

И это не мое предвзятое мнение, коррупция она ведь везде, за примером далеко ходить не надо, как-то США разрабатывали истребитель 5-го поколения F-35 и потратили на это свыше 1 триллиона долларов (раздув бюджет до предела), а он вышел слабее по характеристикам чем предыдущая модель, от такой прорывной хайтэк.

Дурной пример заразителен, посмотрев на успехи освоения госбюджета SpaceXом, начали появляться частные космические компании с не менее амбициозными планами на свою часть дотационного пирога. Так частная компания Phantom Space попалась на подлоге, заменив фотографию двигателя для системы LAS(launch abort system) NASA, на рендеринг своей ракеты Daytone. Phantom Space заявляла, что ракета почти дорисована, ой, то есть достроена и готовится к запуску. У Маска ракеты хотя бы взлетают, а тут даже заморачиваться не стали и так сойдет.

Тот самый фотошоп

Тот самый фотошоп

А вот Вам пример уже из России, компания КосмоКурс семь лет занимавшаяся имитацией создания многоразового суборбитального космического комплекса для туристических полетов, в этом году объявила о своем закрытие. Компания винит во всем конечно же власти России, то что ей не предоставляли необходимые нормативные документы для проектирования суборбитальной туристической ракеты. Попытки присосаться к космическому бюджету, который справедливости ради и так не космический, провалились, а найти дураков среди инвесторов не вышло. SpaceX из КосмоКурс не получился, уволенные сотрудники КосмоКурса были приняты в Роскосмос.

У SpaceX в 2021 году появился шанс заткнуть рты всем скептикам и критикам, так как компания играет ключевую роль в лунной программе США «Артемида». Маск в своей манере поспешил пообещать до конца года отправить ракету для облёта Луны. Ну а мы посмотрим. Удачи ему.

3. Hyperloop – Илон Маск изобретает поезд

В общем это такой проект вакуумного поезда, концепция, предложенная Илоном Маском в 2013 году. По словам Маска — это нечто среднее между рельсотроном и столом для аэрохоккея. А если еще проще, то Hyperloop имеет вид трубопровода, расположенный на опорах, внутри которого со скоростью до 1102 км/ч перемещается капсула длиной от 25-30 м. Вместительность капсулы рассчитана на 14 пассажиров, плюс можно перевозить какой-то груз. Высокоскоростные поезда есть у Японии, кстати им принадлежит мировой рекорд скорости 603 км в час и это разогнался целый состав, а не капсула Маска 30 метров. Так же аналогичные поезда успешно эксплуатируются в Китае (431 км/ч), в Германии (450 км/ч), Южная Корея (352 км/ч), Тайвань (смог развить скорость в 335 км/ч с 989 пассажирами). Перспектива распространения Hyperloop, пока предельно туманна и нецелесообразна. В 2019 году наш Институт проблем естественных монополий посчитал экономическую целесообразность строительства Hyperloop между Москвой и Санкт-Петербургом длиной 650 км и стоимости билетов для пассажиров. Вот только некоторые факты:

- Максимальный пассажиропоток составит 5,2 млн человек в год, что уже не превосходит перевозки «Сапсаном»;

- Стоимость билетов будет варьироваться от 16100 рублей до 48900 рублей и это с господдержкой;

- Стоимость капитальных затрат составит от 18 до 36 млрд долларов без учета стоимости отчуждения земли, что в разы дороже высокоскоростного наземного транспорта;

- Для окупаемости такой системы, клиентом может быть только долларовый миллионер, причем от 2.4% до 7.6% всех долларовых миллионеров должны пользоваться системой Hyperloop.

Идея красивая – но бессмысленно дорогая.

4. The Boring Company - метрополитен для автомобилей

Кто такой Илон Маск – от SpaceX до ручного огнемета

Если с Hyperloop все ясно и, казалось бы, надо успокоиться и заниматься реальными вещами, но нет Илон Маск не успокаивается. В 2016 году в Илон Маск обратил внимание на проблему автомобильных пробок, с которой в свойственной ему манере пообещал разобраться. Решение данной проблемы следующая, на городских дорогах будут располагаться специальные люки с лифтами для спуска в тоннели и подъема обратно. После спуска в тоннель автомобиль на специальной тележке по контактному рельсу будет двигаться по тоннелю со скоростью 200 км/ч, подразумевается многоуровневая сеть таких тоннелей (около 30 уровней). Маск заверил, что проект будет дешевле строительства автомобильных дорог, да и еще экологичней.

А теперь к реальности и неудобным вопросам:

- Зачем возить машину на тележке, когда машина сама создана чтобы передвигаться, не экономное распределение затрат по энергии;

- Содержание этих тоннелей приведет к колоссальным затратам, так же не известно сколько стоить будет такая поездка;

- По мнению Маска построить километр автомобильной дороги будет дороже, нежели построить подземный тоннель со всеми коммуникациями, подводом электричества, найма персонала на обслуживание этого тоннеля, не говоря уже о технологической составляющей;

- А самое главное, каким образом победятся пробки, если пропускная способность одного тоннеля в одну машину, не сравнится с многополосной автомобильной дорогой;

- Да у самих лифтов будут гигантские пробки пока автомобили будут ожидать своей очереди, для того чтобы воспользоваться этим чудом инженерной мысли;

- Тоннель сам по себе объект повышенной опасности, как будет реализовано в нем пожаротушение, не говоря уже об эвакуации;

- Возвращаясь к вопросу об экономии, например, содержание 1 км федеральной дороги обходится около 2 млн рублей в год, а содержание 1 км Московского метрополитена обойдется почти в 200 млн рублей, ну и где тут может быть выгода;

- за одну ходку состав метро перевозит 2500 человек, а тележка Маска максимум 4х пассажиров плюс сам автомобиль;

Но Маск все-таки сделал и в декабре 2018 года, он продемонстрировал тестовый участок такого тоннеля. Для проезда этого тоннеля Tesla, снабдили специальными боковыми колесами, т.е. уже не вариант подъехать на своем авто который технически не соответствует тоннелю. Той самой обещанной тележки, которая должна была перевозить эту Tesla почему-то не было, а скорость, набранная составила всего 65 км/ч вместо обещанных 200 км/ч. Журналиста который был на демонстрации от сильной тряски чуть не вырвало.

Tesla в тоннеле

Tesla в тоннеле

По сравнению с Hyperloop, данный проект изначально получился мертворожденным в виду своей нелогичности и дороговизны. Если уж и озадачиваться проблемой пробок, то надо машины не в тоннели засовывать, а делать их летающими.

5. SmallSat Rideshare

Кто такой Илон Маск – от SpaceX до ручного огнемета

SmallSat Rideshare – это если провести аналогию с каршеренгом, совместное использование носителя паком мини-спутников, то есть запускаем одним скопом сразу несколько мелких спутников. Еще одна гениальная идея от Илона Маска, которой лет больше чем конторе SpaceX. Вот не понятно зачем выдавать за ноу-хау то что уже и так используется, тем самым давать почву для критики в свой адрес. Сказал бы что SpaceX тоже представляет услуги по запуску спутников.

Если все-таки по-научному, то называется эта технология кластерным запуском спутников, например, 14 июля 2017 года с Байконура был произведен запуск ракеты, которая вывела на околоземную орбиту за один присест 73 космических аппарата – это вывела Россия. У SpaceX есть свой примечательный рекорд в кластерных запусках, так 18 апреля 2014 года при попытке вывести 104 фемтоспутника (массой до 100 грамм штука) все эти спутники, благодаря ракете-носителю, сгорели в атмосфере. Но справедливости ради, данный казус был единичным, сейчас таких проблем не наблюдается.

6. Крипта Dogecoin и Илон Маск

Кто такой Илон Маск – от SpaceX до ручного огнемета

Ну и куда же без крипты то, странно что Илон Маск в честь себя не выпустил крипту, наверно все-таки понимает абсурдность и дутость сего явления и не хочет запачкаться. А вот в продвижение чужой крипты все-таки замарался. С Dogecoin так и получилось. В один прекрасный день, а именно с 4 февраля 2021 года, в твиттере Маск начал с завидным постоянством делать посты с Dogecoin, как бы намекая своим фанатам-последователям, чтобы те присмотрелись к покупке вышеуказанной крипто валюты. И тут понеслась, начался небольшой, но рост, в сети можно найти график, по которому можно отследить зависимость роста валюты от сделанных твитов Маска. Со временем валюта все-таки просела до 0,02 доллара, но народ уже было не остановить. По такому случаю на Реддит было организовано сообщество, не много не мало, а 1 млн человек. Где все поддерживали друг друга и призывали не паниковать из-за падения валют, а наоборот активно скупать пока все дешево (кричали «This is Dip! Buy! », так как в конце всех ждет курс как у Биткойна. Ну и как Вы уже догадываетесь все закончилось ожидаемым обвалом. Многим захотелось привлечь Маска, но увы, Маск только высказывал свое мнение, а покупали люди уже сами. Но чтобы понизить градус хейта в свой адрес Маск заявил, что направил на защиту экологии 100 миллионов долларов, прям легче стало кому-то. Надо конечно отдать должное «умственным способностям» фанатам Маска, которые готовы вкладываться в непонятную крипто волюту только потому что ее пиарит их кумир. Так, а что с теми, кто наварился на этом перформансе? А у них все хорошо, 9 февраля 2021 года были проданы 3 кошелька Dogecoin на 250 млн долларов и один на 2.5 млрд долларов, вот так вот пять дней, и ты миллиардер. В сообществе на Реддит началась паника!

7. Tesla powerwall – Маск пришел дать Вам энергию

Презентация Tesla powerwall

Презентация Tesla powerwall

На этот раз мега батарея Tesla powerwall которой предрекали совершить революцию в энергетике. Суть следующая, весит у тебя дома на стене такая Tesla powerwall заряжается от солнечной панели или ветряка, ты получаешь «бесплатную» энергию, а излишки продаешь на специальной бирже, созданной для этой самой батареи – профит.

Всего за 3500 долларов мы получаем целых 10 киловатт часов или за 3000 долларов 7 киловатт часов, 10 лет гарантии и установка за 2000-3000 долларов. А теперь по пунктам и реальной стоимости:

- сразу стоит оговориться, что полностью перейти на питание дома от этой батареи не получится, так как современные нормы энергопотребления составляют от 15 киловатт часов;

- при таком энергопотребление не о каких излишках энергии и последующей перепродажи говорить я думаю не стоит, себе то не будет хватать;

- заявленная цена не отражает реальности, а именно сама батарея стоит 3500 $, твой дом должен быть оборудован солнечными панелями или ветряком которые как Вы догадываетесь стоят огромных денег (65 000 долларов за стандартную американскую крышу 280 квадратных метров именно столько обойдется оборудование ее солнечными панелями, а ветряк стоит 10 000 – 15 000 $) и самое главное панели и ветряки должны быть от фирмы кузена Илона Маска SolarCity. Якобы другие не подойдут. Считаем дальше, контроллер к солнечной батарее 300-500$, инвертор для преобразования постоянного напряжения в переменное – 1200$. Установка и монтаж всего этого в твой дом обойдется ещё где-то на 3000$. Не берем в расчет годовое обслуживание. Итого получается в районе 30 000 $, среднее значение, для ветряка и солнечных панелей (если устанавливать не по всей крыше);

- в самой гарантии написано, что на батареи она таки и не распространяется, так, а чему там ломаться кроме как не самой батареи не ясно. Хитрая гарантия, не правда ли.;

- в Tesla powerwall используется литий - ионные аккумуляторы, которые как вы знаете имеют около 1000 циклов перезарядки. Со временем емкость батареи будет закономерно падать, что и так не будет хватать на покрытие электропотребления в доме. Что интересно сама Tesla эти аккумуляторы не производит, а закупает в Китае у Panasonic. По факту Маск сделал только красивую коробку и громкое название, ну все классно презентовал;

- на просторах интернета энтузиасты подсчитали окупаемость данного приобретения для США, оно составило почти 50 лет, а гарантия у нас всего десять и срок жизни аккумуляторов ограничен, т.е. их понадобится менять где-то 4-5 раз за 50 лет, что вообще не подразумевает о какой-нибудь окупаемости;

В смонтированном и установленном виде

В смонтированном и установленном виде

На сегодняшний день заказать это «чудо» энергетической мысли не получится, так как Tesla powerwall до сих пор ищет подрядчика на установку и монтаж такой системы в Ваш дом, но можно оставить заявку и Вас включат в очередь, да да целая очередь уже собралась. Тем «счастливчикам» кому были установлены тестовые комплекты обошлось это все в 26 000 $, т.е. мы с вами не сильно разошлись в подсчетах.

8. Батареи от Илона Маска на BATTERY Day

Кто такой Илон Маск – от SpaceX до ручного огнемета

Как мы писали ранее Tesla для своих электрокаров закупает батареи у Panasonic и LG и Илону Маску страсть как хочется изобрести что-то свое чтобы снизить зависимость от других компаний и сохранить лидирующие позиции на рынке электрокаров, что в принципе логично и правильно. Презентовать свою мегабатарейку Илон обещал 22 сентября 2020 года на BATTERY Day (мероприятие такое типа фестиваль), но увы что-то пошло не по плану. Маск в своем твиттере написал, что массовое производство батареи начнется не раньше 2022 года, т.е. показывать то увы нечего. Данная новость обвали разом акции Tesla на 6%. В общем то ничего удивительного, компания которая сама ничего не разрабатывала в области элементов питания возьмет и придумает то что не могут профильные монстры индустрии.

9. SolarCity семейный подряд Илона Маска

Кто такой Илон Маск – от SpaceX до ручного огнемета

SolarCity – энергитическая компания являющаяся дочернем предприятием Tesla. Основана в июле 2006 года братьями Питером и Линдоном Райвами. Идея начать бизнес в области солнечной энергетики, а именно производства солнечных панелей и солнечной черепицы пришла их кузену - Илону Маску, который и помог запустить производство.

Первой страной, которую осчастливят зеленой-солнечной энергией стала Австралия, так переход штата Южная Австралия на солнечную энергетику от SolarCity, в результате которого стоимость электроэнергии для физических лиц выросла в 3 раза, а для юридических лиц в 10. Сам проект был изначально обречен на провал из-за не верных расчетов выходных мощностей солнечных панелей против ТЭЦ, которая питает весь штат. Что повлекло постоянные веерные отключения электроэнергии. Днем все было нормально, когда австралийцы в большинстве своем были на работе, а вот вечером потребление закономерно возрастала, стоимость киловатта час достигало 14 $. Да и у себя на родине у SolarCityвсе шло не так гладко, как хотелось бы. После нескольких пожаров из-за солнечных панелей Walmart подала на Tesla в суд. Да и прошедшая зима показала всю ущербность зеленой энергетике перед традиционной, заснеженные солнечные панели, обледеневшие ветряки и очереди американцев за природным газом для бытовых нужд наглядно это демонстрируют. По итогу SolarCity была куплена Tesla за 2.6 млрд, за что потом Илон Маск долго оправдывался перед акционерами и инвесторами.

10. Neuralink – киберпанк от Илона Маска

Кто такой Илон Маск – от SpaceX до ручного огнемета

Нейротехнологическая компания, основанная Илоном Маском в 2016 году, планирующая заниматься разработкой и производством имплантируемых нейрокомпьютерных интерфейсов. Прошло вот уже почти пять лет, что же нового и прорывного сделал Neuralink. Так совсем недавно было опубликовано видео, где макака смогла играть в компьютерную игру «Понг» силой мысли по средство импланта от Neuralink.

Та самая макака

Та самая макака

Вот только аналогичного результата добился американский ученый в 2011 году, а достаточно тонкое управление механической конечностью парализованного человека – было уже как шесть лет назад. Т.е. Маск показывает ровно тоже самое, но только на обезьяне. Хотя Маск обещает в 2021 году провести опыты на человеке. Обещал он это два года назад если что, ждем результатов.

Ведущем исследователем в этом направление остается Мигель Николелис (слышал кто-нибудь о таком, а зря) – это ученый разработавший экзо скелет, в котором парализованный человек, управляя им силой мысли смог пройти по футбольному полю на Чемпионате 2014 года, да ещё и пнуть мяч. Вот опять не совсем понятно зачем лезть везде и сразу. Ну да ладно, ему виднее.

11. Огнемет – не детская игрушка от Илона Маска

Крутой свинопал получился у Маска

Крутой свинопал получился у Маска

И вот мы дошли до огнемета, Маск решил продавать огнемет, а знаете, как он объяснил будущим покупателем зачем им нужен он, а для того чтобы защитить себя во время зомби апокалипсиса ну или на крайней случай сделать вечеринку не скучной. С юмором у него всё – ОК! В покупателей нехватки не было, бросились покупать эту огнеопасную игрушку, просили за неё не много не мало 600 $. Да все бы ничего, но у купивших огнемет начались проблемы с законом, а именно начались административные и уголовные преследования, как не как это вам не водяной пистолетик. Оказывается, владение таким устройством может быть классифицировано как преступление (хранение оружия), к тому же таможенная служба США отказалась выпускать посылки с оружием из страны людям которые их заказали. Маск называет свое изделие «Неогнемет» пытаясь выровнить ситуацию. Почему бы наркоторговцам не называть наркотики – «ненаркотиками», а что вдруг тоже прокатит. Но таможенники шутку не оценили и конфисковали более 1000 штук «неогнеметов». На что Маск попытался оправдаться, что возит свой неогнемет с собой в самолете, а значит все норм, вот только самолет у Маска частный, а там можно возить что хочешь, только плати. Те партии неогнеметов которые попали к своим покупателям в Европу тут же изымались, изымались из машин, изымались после того как полиция врывалась в дома, а многих даже брали под стражу. По всей Великобритании проходили рейды по изъятию игрушки купленной у Маска, а также были выставлены штрафы. В самих США владение огнемета без специального разрешения приравнивали к преступлению, Маск походу этого не знал, ну или забыл предупредить перед стартом продаж, чтобы не отпугнуть потенциальных покупателей.

12. Илон Маск и рейтинг в Форбс

Кто такой Илон Маск – от SpaceX до ручного огнемета

Илон Маск входит в первую пятерку богатейших людей мира, по сегодняшним данным на 2021 года состояние Маска составило 126,4 млрд $. И у меня появляется закономерный вопрос, а на чем Маск смог сколотить такое состояние? Мы с Вами рассмотрели все его крупные проекты и практически все они не приносят реальной прибыли и убыточны, не говоря о некоторых, которые реализовать то не реально не то что манетизировать, даже беря в расчет Tesla с её скромными 721 млн $ чистой прибыли понять не получается. А ответ очевидно прост, все напечатанные и занятые миллиарды долларов правительством США у ФРС попадают через кучку банков в узкий круг ведущих инвестиционных фондах, которые в свою очередь вливают эти деньги в акции таких распеаренных компаний как Tesla и SpaceX, которые уже их «эффективно тратят». Больше не откуда взяться таким астрономическим суммам. А вы как считаете?

Итог кто ты или что ты Илон Маск?

Кто такой Илон Маск – от SpaceX до ручного огнемета

Многие видные астрофизики, например, наш Владимир Сурдин называют Илона Маска главным мечтателем и фантазером нашей с вами современности. В принципе так и есть, критичного в этом я ничего не вижу, за частую именно такие фантазеры и двигали прогресс в перед. Единственное что смущает так это то что Маск уж сильно распыляется в своих амбициозных проектах, а в итоге получается какая-то ерунда на подобие Hyperloop и машин в тоннелях. Я бы на его месте сосредоточился на том что уже работает и развивался бы в этом направление – это Tesla и SpaceX. Тем более для SpaceX с участием в лунной программе появился реальный шанс доказать всем что они могут, а смоч им надо будет не много не мало долететь до Луны и высадить там двоих космонавтов.

Пишите в комментариях, а какое у Вас сложилось мнение о Илоне Маске.